Рецепты от страха

Когда ко мне приходят родители с детьми на тему детских страхов, дети часто не хотят уходить. А если уходят, то обязательно обещают вернуться. Потому что я пытаюсь говорить с ними на одном языке и верю в их страхи. А главное, я знаю, как их победить! Не отговариваю и не пугаю, а просто верю. Ведь детям очень важно поделиться своим страхом, рассказать все о нем. Описать его, как можно подробнее, со всеми мелочами. Совсем хорошо, если ребенок соглашается нарисовать этот страх таким, как он его видит. Все равно – цветным, черно-белым, может быть в виде каляки-маляки. Тут не важно, что нарисовано, а важно, как об этом рассказано, как ребенок комментирует свой рисунок. И не надо забывать, что в этот момент вы не пытаете ребенка расспросами, не тревожитесь, не удивляетесь, а играете по его правилам. Потом, когда страх переходит на бумагу, я прошу ребенка отдать его мне для выполнения ритуала. У меня в кабинете есть «специальная ваза», где я храню страхи. Я сворачиваю нарисованный страх в трубочку, при этом подробно объясняя, что я делаю. И потом опускаю его в вазу. И там страх и остается, пока я не «расправлюсь» с ним. Это проверенный рецепт борьбы со страхом. И он действует. И ничего сложно нет.

Так почему детские страхи – такая частая тема у родителей ?

На самом деле страхи - нормальное явление, сопровождающее развитие ребенка.
Наверно, нет человека, который бы никогда не испытывал страх. Ведь страх - это такое же чувство, как радость, гнев, печаль, тревога и другие.
Давайте попробуем разобраться со страхом, чтобы понять, что с ним делать и перестать его бояться.
Самый легко объяснимый страх – это страх ситуативный. Он возникает при любой реальной опасности – например, при нападении собаки, пожаре, стихийном бедствии и др.

В детстве часто встречается страх жестокого обращения в семье, страх наказаний. Также причиной возникновения страха у ребенка может быть излишняя тревожность родителей. Например, на детской площадке: «упадешь, разобьешься», в ванной: «утонешь», в детском саду: «дети побьют, воспитатели обидят» и др. Чаще всего перенос взрослым своего детского опыта на ребенка мешает ребенку получать свой собственный опыт. А чужой, пусть и родительский страх, мешает гармонично развиваться.

Что еще может спровоцировать страх? Например, разговоры с ребенком или просто в его присутствии о смерти, болезнях, и прочих отрицательных явлениях. Частые конфликты в семье, а еще осознанное запугивание ребёнка со стороны родителей различными персонажами: от полицейского и дядьки, до бабы-Яги, Кащея, вампира, или любого страшного хищника, которые в любой момент могут прийти и утащить непослушного ребенка.

Существуют также косвенные причины, которые способствуют появлению страхов у детей. Сюда можно отнести неправильное поведение матери, которая берёт на себя роль главы семьи и этим подвергает опасности свою связь с ребенком. Стремление матери поскорее выйти на работу после декретного отпуска также может напугать ребенка и заставить его почувствовать острую нехватку тесного общения с ней.

Даже перенесённый мамой во время беременности стресс или конфликтная обстановка в семье в период вынашивания ребёнка, а также ее конституциональная тревожность – все это способствует развитию детского страха.

Для того, чтобы понять ребенка, необходимо учитывать ВОЗРАСТНЫЕ ЭТАПЫ его развития и знать, в каком возрасте у ребенка появляются определенные виды страхов. Эти возрастные страхи считаются нормой и, при нормальном развитии и грамотном отношении родителей, со временем исчезают бесследно.

* От рождения до шести месяцев: страх может вызвать любой громкий и неожиданный звук или шум; любое быстрое движение со стороны другого человека; падение; общая потеря поддержки, отсутствие матери.

* Семь месяцев - один год: все еще страх от громких звуков; а также страх незнакомых людей; раздевание, переодевание и смена обстановки; отверстие стока в ванной при купании или бассейне (если вы посещаете); высота; беспомощность перед неожиданной ситуацией.

* От одного до двух лет: по прежнему пугают громкие звуки (в том числе и крик на ребенка); пугает разлука с родителем; любые незнакомые люди; отверстие стока ванны или бассейна (где ребенка купают); засыпание и сон (выключение сознания и ночные кошмары); травма; потеря контроля над физическими и эмоциональными функциями.

* Два - два с половиной года: громкие звуки все еще на первом месте; страх разлуки или отвержения со стороны родителя; незнакомые ровесники; ночные кошмары; изменения в окружающей обстановке (например, перестановка мебели, переезд); плохая погода (особенно гром и молнии).

* От двух до трех лет: пугают большие, непонятные и угрожающие на вид объекты; незнакомые сверстники; неожиданные события, изменение установившегося порядка жизни; исчезновение или передвижение внешних объектов; кошмары.

* От трех до шести лет: в этом возрасте появляется много новых страхов, таких как: одиночество; страх незнакомых людей; наказания со стороны родителей; пугают сказочные персонажи (Баба Яга, Кощей, Бармалей, Змей Горыныч); природные стихии (ураган, наводнение, землетрясение); ночные кошмары; животные.

* От шести до семи лет -страхи становятся более «объемными» и насыщенными: странные, громкие и резкие шумы (например, издаваемые животными, похожие на звонок телефона или будильника, на звуки ветра и грома); призраки, ведьмы и другие «потусторонние» существа; страх повреждение тела; страх потери родителей или собственная пропажа; одиночество ночью (и появление кошмаров или «дьявольских» созданий); уход в школу (так называемый школьный страх); физическое насилие или неприятие, исходящие от кого-либо в школе,

* От семи до восьми лет: страх темноты и темные места (например, уборная, чердак, подвал); реальные катастрофы, показанные в телевизионных программах, фильмах, описанные в книгах (например, похищение детей, наводнения, пожары, ядерный взрыв); утрата любви окружающих; опоздание в школу или внезапная оторванность от школьной или домашней жизни; физическое насилие, нанесенное кем-либо в школе, или неприязнь, исходящая от кого-либо в школе.

* От восьми до девяти лет - страхи «взрослеют»: пугает личное оскорбление; неудача в школе или игре; собственная ложь или нехороший поступок, замеченные другими; физическое насилие (исходящее от известных ребенку или чужих людей, совершенное с умыслом или случайно); потеря, болезнь родителей или ссоры с ними.

* От девяти до одиннадцати лет: пугают неудачи в школе или спорте; заболевание; отдельные животные (особенно те, которые крупнее людей или которые нападают на людей); высота и ощущение «верчения» (например, головокружение); зловещие люди (например, убийцы и хулиганы).

* От одиннадцати до тринадцати лет – подростковые страхи (становится больше социальных страхов): неуспех в школе, спорте, среди ровесников; собственные «странные» поступки или внешность; смерть или угрожающие жизни заболевания; секс (привлечение или отталкивание других, чья-либо агрессия); попадание в ситуацию, демонстрирующую собственную глупость; а также потеря личных вещей, ограбление.

Чтобы страхи не были главной детской эмоцией и давали жить спокойно и радостно, необходимо принять их во внимание и не избегать разговоров о них.
Детские страхи, оставленные без внимания, могут в результате принести негативные последствия, такие как проблемы в социализации, неврозы и различные комплексы. Поэтому взрослым важно вовремя обратить на них внимание, понять, имеют ли они патологический характер, и, в зависимости от этого, самостоятельно постараться помочь ребенку или обратиться за помощью к специалисту.

К специалисту за консультацией лучше обратиться, если страх владеет ребенком более месяца. Так же будет уместна консультация специалиста, если вы заметили физические симптомы: быстрое сердцебиение, головокружение, головная боль, тошнота или недержание мочи.

Если же речь не идет о патологии, то, при правильном отношении родителей, дети «вырастают» из страхов без помощи специалиста.

Что можно сделать самостоятельно:

* Первым делом нужно выявить страх. И тут на помощь приходит беседа «по душам». Можно аккуратно задавать общие вопросы, не сосредотачиваясь на чем-то конкретном, чтобы не напугать еще больше. Если удалось обнаружить страх, держите себя в руках и реагируйте спокойно. Если начать охать и ахать, ребенок может подумать, что на вас нельзя положиться в борьбе со страхом и потерять надежду на спасение и испугаться еще больше.
* Выявив, попросите ребенка подробно описать страх, рассказать, на что он похож, когда он к ребенку приходит, обсудите, как его можно победить.
* Говорите о страхах ребенка, как о реальности. Чтобы ребенок понял, что вы понимаете и поддерживаете его.
* Ни в коем случае нельзя дразнить, пугать и стыдить ребенка. Этим вы можете зафиксировать этот страх надолго.
* Помните, чем больше ребенок говорит о своем страхе, чем больше проговаривает его – тем скорее страх уйдет.
* Попросите ребенка нарисовать его страх. При этом проясняйте любые мелочи – ребенок должен проговаривать все. Потом этот рисунок можно ритуально уничтожить: сжечь, порвать, а можно и то, и другое.
* Также можно нарисовать оружие, которым можно справиться с этим страхом. Или героя, который защитит от страха.
* А можно это все вылепить из пластилина и устроить бой. И чтобы герой одержал сокрушительную победу. И портрет этого героя потом висел бы на стене, чтобы другим страхам было неповадно!
* Можно сочинить сказку с победой над страхом.
* Постепенно попытайтесь найти в этом страхе что-то смешное. Какую-то слабину, над которой можно вместе посмеяться. Чем смешнее будет в вашем воображении эта «страшная история», тем мельче будет становиться страх.
* А еще можно подружиться со страхом: класть ему «подарки» под диван, записочки писать или рисунки.
* Также не отказывайте ребенку, если он захочет положить в кровать/под кровать оружие для защиты от страха – ему виднее, что может помочь. Ведь это его страх.

По моему опыту, фантазия любящих родителей безгранична! Много интересных способов борьбы со страхами можно придумать. Но самое важное, что требуется от вас – это убедить ребенка в том, что вы всегда будете его защищать. Что вы принимаете и понимаете его и все его страхи. И что ваш ребенок всегда может на вас положиться.
Made on
Tilda