Наказываем ребенка правильно

Есть слова, которые оставляют внутри каждого человека глубокий след: «наказывать, обижать, бить, дразнить, издеваться». И если только упоминание этих слов может огорчить, про действия эти и говорить нечего.
У взрослых есть выбор, продолжать или нет отношения с человеком, который относится к ним неподобающим образом. Если взрослому сложно это сделать – то тут уже может идти речь о созависимости и с этим нужно разбираться отдельно. Здесь же мы говорим о детях.

Дети не могут вырваться из отношений со взрослыми. Для них это вопрос жизни и смерти, прямо гамлетовский вопрос: «Быть или не быть?». Поэтому вопрос выбора уйти или остаться для них отсутствует.

«Я тебя накажу, раз ты такой!» - пугает мама малыша-трехлетку, не желающего одеваться.
«Мамочка, не бей меня!» - кричит ребенок и забивается в уголок и закрывая лицо и голову руками.
«Мазила, мазила! - дразнит десятилетнего сына разгоряченный от игры в боулинг папа, - вон Саша какой молодец, а ты как всегда - лузер!". И сын перестает играть и смотрит на всех волком.
«Прекрати надо мной издеваться! Я в окно выпрыгну!» - кричит подросток любимой маме, в ответ на очередной ее запрет встретиться с друзьями, потому что он опять принес двойку или не убрался в своей комнате.
О чём говорит такой стиль общения? О многом. Но, главное, тут можно услышать беспомощность с обеих сторон и полное отсутствие взаимопонимания.

Однажды одна из мам написала мне в ответ на приглашение на семинар, что никогда не пойдет на встречу, где ей будут говорить, какая она плохая и учить ее жизни. Да, слушать обвинения больно. И взрослым, и детям. И никто не имеет право судить вас, обвинять и учить жизни, в том числе и я.

Но я хочу помочь разобраться с этой проблемой тем, кто устал от конфликтов внутри семьи. Ведь наша жизнь быстротечна. Почему же не попробовать сделать ее лучше, и не только для себя, но и для своих близких? Поэтому давайте разбираться.

Для начала, давайте выясним, являются ли крик, обесценивание, шлепки, наказанием? И что такое вообще наказание? Если внимательно присмотреться к слову, то можно увидеть, что «наказание» происходит от «наказ». А наказ – это, прежде всего, урок на будущее. Какой урок можно преподнести с помощью жестокого обращения, кроме навязывания подобного стиля поведения своему ребенку и потери его доверия? Между самыми близкими людьми растет стена из страха, недоверия и обиды.

Я думаю, всем нам известны такие виды наказаний, как наказания словом, наказания изоляцией, наказания трудом, наказания лишением удовольствий, физические наказания.

Остановимся немного на каждом из них.

СЛОВЕСНЫЕ НАКАЗАНИЯ - это замечания, крики, угрозы, нотации. Замечания допустимы, но имеют смысл только тогда, когда не произносятся каждую секунду. Крики, угрозы, нотации – несут сомнительную пользу. Если часто кричать на ребёнка, он перестанет Вас слушать и понимать. Очень часто родители жалуются: «По сто раз ему приходится повторять – все бесполезно. Не слышит» - это тот самый случай. Угрозами и криками можно только запугать ребенка, он станет тревожным и нервным.

НАКАЗАНИЕ ИЗОЛЯЦИЕЙ не всегда выглядят, как наказание. «Я тебя никогда не била в детстве, - вспоминает мама, - только обижалась и молчала. А это не считается». А может и правда? Ведь ребёнка просто перестают замечать. Как будто его не существует. И если вначале ребенок чувствует злость и обиду, то постепенно он начинает чувствовать, что он не дорог родителям, что все от него отвернулись, что его не любят. Отобрать любовь за любой проступок – это слишком жестоко.

НАКАЗАНИЕ ТРУДОМ, казалось бы, должно воспитывать какие-то деловые качества в ребенке. Но на самом деле труд, как наказание, может только разбудить ненависть к любому виду деятельности. Делать что-то из-под палки - вредно. «Замечание в школе? Никаких гуляний – уборка! В другой раз не будешь болтать». Скажите, полюбит ли ребенок уборку? Да он возненавидит ее! Но вы тысячу раз будете правы, если предложите ребенку самому исправить его оплошность и даже предложите сделать это вместе.

ЛИШЕНИЕ УДОВОЛЬСТВИЙ в этом списке наказаний, пожалуй, наиболее приемлемое. Иногда даже советуют, не сделать плохого за проступок, а лишить чего-то хорошего, какого-то бонуса. Только не нужно злоупотреблять таким наказанием. И, по возможности, лучше договариваться заранее.

И, наконец, ФИЗИЧЕСКИЕ НАКАЗАНИЯ. Как часто родители срываются, не выдерживают, бьют, а потом просят прощения, проклинают себя, мучаются от чувства вины. Если вы чаще всего прибегаете к этому виду наказаний – ждите, что ребенок будет склонен проявлять агрессию по отношению к окружающим. К тому же, даже к битью можно привыкнуть. И что вы сделаете, когда ребенок скажет однажды: «Ну, бей, я тебя не боюсь!»?

Вернемся к наказанию, а точнее, к «уроку на будущее». Надо дать осознать и почувствовать ребенку последствия, к каким приведет его проступок. Это и будет уроком. Разбил мамину вазу – мама накричала, побила - разве это последствие проступка? А мама искренне огорчилась и теперь у нее нет настроения?

Но если вы все-таки считаете, что наказывать ребенка необходимо, ЗАПОМНИТЕ несколько правил наказаний:

1. Не пытайтесь наказывать ребенка «в гневе». Попробуйте чем угодно остановить себя: пять раз глубоко вдохнуть и выдохнуть. Или как в одной детской книге, где вся семья в момент конфликта бегала вокруг дома, чтобы «выпустить пар» и не ругаться. Придумайте какое –нибудь слово, которое в минуту раздражения нужно громко произнести 25 раз, и таким образом «разрядиться». Но, в то же самое время, не откладывайте наказание на конец недели, или до каникул.

2. Выбирая наказание, успейте оценить его с точки зрения вреда и пользы для ребенка. Вы наказываете, не для того, чтобы напугать. А чтобы дать понять, что он не так сделал и почему.

3. Оценивая случившееся, старайтесь понять, почему ребенок так поступил: назло, из любопытства, по рассеянности или по какой-либо другой причине.

4. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому.

5. Не надо использовать «физиологические наказания» – лишение еды, сна.

6. Наказывайте только за проступок, который совершен только что, а не за прошлые промахи. Не наказывайте за то, что ребенок двоечник или грязнуля «вообще».

7. Будьте последовательны в наказании. Если ребенка наказывает один из родителей, второй не должен вмешиваться, даже если у него другое мнение. Потом разберетесь, наедине.

8. Не наказывайте ребенка сразу после его пробуждения - не портите день.

9. Не надо наказывать перед сном, если не хотите бессонной ночи себе и ему.

10. Помните, что детское непослушание всегда имеет психологические мотивы и нужно постараться понять их.

11. Не переходите «на личности». Отчитывая и наказывая, мы должны говорить: мне не нравится твой поступок, а не ты.

Так для чего надо наказывать детей?

Для того, чтобы показать ребенку границы дозволенного в семье, чтобы он понимал, как вести себя в разных ситуациях и осознавал последствия своих действий. Важно, чтоб ребенок, получивший наказание, чувствовал, все равно, что его любят и о нем заботятся. Но все-таки, ребенка лучше хвалить. И делать это с частотой 4:1. А это значит, что четыре (а можно и больше) раза в день надо хвалить и только один ругать. А за что и как надо хвалить мы разберемся в следующей статье.
Made on
Tilda