О страшном не надо молчать

Последнее время участились случаи подросткового суицида. С чем может быть связан всплеск? Почему дети прыгают с крыш? Бросаются на рельсы под идущий поезд? Режут себе вены?

Размышлять на эту тему страшно, но нужно. Тем более, если у вас в доме есть подросток. Но профилактика подросткового суицида необходима и в более раннем возрасте.

Человеку свойственно избегать темы смерти, считать ее тяжелой, неудобной для повседневного общения. И это вполне нормально, потому что смерть сама по себе – это что-то необъяснимое и пугающее. Человек стремиться жить, а не умирать. Для него нормально избегать ситуаций ведущих к смерти. Поэтому ситуация, когда близкий тебе человек ищет смерти, готов к ней, думает о ней, строит планы - ужасает и настораживает. А тем более, если это ребенок.Так как же обезопасить ребенка?

Прежде всего, нужно уметь разговаривать со своим ребенком на одном языке. Стараться чувствовать его. А это значит не только спрашивать его об оценках, и об уроках. Нужно интересоваться его мечтами, мыслями, планами на будущее. Уважать его увлечения и принимать его таким, какой он есть. Ведь основная причина большинства суицидов – это глубокое чувство непонимания и одиночества. Одиночества рядом с, казалось бы, самыми близкими людьми. Дети, склонные к суициду, чувствуют себя отверженными и никому не нужными. И видят для себя только один выход.

Прислушайтесь к нему. Нет ли в его (ее) речи намеков:

«Лучше бы мне умереть»...

«Я больше не буду ни для кого проблемой»...

«Тебе больше не придется обо мне волноваться»...

«Скоро все проблемы будут решены»...

«Вы еще пожалеете, когда я умру!»…

Присмотритесь, не изменилось ли его поведение за последнее время? Не шутит ли он часто на тему самоубийства? Не проявляет ли нездоровую заинтересованность вопросами смерти? Не раздает ли другим свои личные вещи, которые никогда не отдал бы? Не стремится ли помириться со своими врагами?
Также в поведении подростков «группы риска» могут отмечаться и другие изменения. Они могут:

  • слишком мало или слишком много есть и спать;
  • стать неряшливым;
  • начать пропускать занятия,
  • перестать выполнять домашние задания
  • избегать общения с одноклассниками;
  • проявлять раздражительность, угрюмость;
  • находиться в подавленном настроении;
  • замкнуться от семьи и друзей;
  • быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру;
  • ощущать попеременно: то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.
Как известно, одно из главных средств общения подростков сейчас – интернет. И именно там сейчас разрастаются так называемые «Группы смерти». Но запретить интернет ребенку полностью – это признаться в своей слабости. А для ребенка это будет очередным доказательством, что вы не слышите и не понимаете его. Да, можно ограничить его доступ к интернету в ночное время и в часы, когда он на учебе, объясняя это своей заботой о нем. Скажите, что есть время для сна, для развития и интернет этому не должен мешать. Вы можете полюбопытствовать, что он большего всего предпочитает смотреть или слушать в Интернете (музыка, фильмы, общение с друзьями, интересные новости), попросить послушать, чтобы потом обсудить. Но помните, что это не должно быть навязчивым. Ребенок не должен чувствовать вашу тревогу, давление и неусыпный контроль. Не обвиняйте его напрямую в причастности к «Группам смерти».

Родители стремятся понять, что все-таки влечет вчерашнего обычного подростка в эти группы. А ведь все лежит на поверхности. Они вступают в группы потому, что им интересно. Это ведь так естественно. Подростки хотят быть понятыми, хотят найти тех, кто будет общаться с ними на их волне. И отсутствие понимания в семье приводит их в «Группы смерти». А там их встречают настоящие преступники - администраторы групп. Они очень искусные психологи. Они знают, кто и зачем к ним пришел и почему: «Родители тебя не понимают? Живут своей жизнью? Им нет дела до тебя? Не разрешают тебе делать то, что ты действительно хочешь?» и, втираясь так в доверие, предлагают выход. А подростку и не важно, что ему будут советовать и какие задания давать, главное, что его понимают и понимают.

Ребенок относится к группе риска, если:

  • он социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга);
  • он чувствует себя отверженным, никому не нужным;
  • он живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье – в отношениях с родителями или родителей друг с другом);
  • алкоголизм – семейная проблема;
  • ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального;
  • предпринимал раньше попытки суицида;
  • имеет склонность к самоубийству (если до этого оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;
  • перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);
  • слишком критически настроен по отношению к себе.

Но отсутствия контакта с родителями – не единственный фактор, который может довести ребенка до самоубийства. В подростковом возрасте ребенок воспринимает смерть как что-то обратимое, как некий эксперимент. Они не думают, что сделав шаг из окна, они умрут. Подростки видят в этом только способ решения проблемы. Это и избавление от проблемы, и возможность достучаться до окружающих – своеобразная демонстрация. Дети убеждены, что совершив суицидальную попытку, они умрут «не до конца». Для них смерть имеет продолжение.

Чтобы остановить этот всеобщий кошмар, чтобы не допустить безвременной смерти наших детей, нужно прежде всего научиться любить, а не контролировать, понимать, а не читать морали, чувствовать и слышать своих детей, а не оставлять их один на один с их проблемами. Если каждый ребенок будет знать, что у него есть любящие и понимающие родители, что он для них единственный и неповторимый, то ему не надо будет искать понимания и любви на стороне. И кошмар отступит.
Made on
Tilda